Прическа фараона: особенности красоты волос женщин и мужчин древнего египта

Мода Египта

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.
Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной». Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.
Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.
Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.
Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.
Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.
Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)

Тема данной работы «Стилизованная прическа в стиле Древнего Египта».

Целью дипломной работы является — создание стилизованного образа древней эпохи, который отражает взаимосвязь, между историческим стилем Древнего Египта и современными направлениями моды в прическе, её форме и цветовой гамме.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

· Выбор эпохи и её детальное изучение (прическа, макияж, костюм);

· Выбор образа и его стилизация;

· Выбор подходящих моделей;

Для выполнения дипломной работы была выбрана эпоха Древнего Египта, так как она очень интересна, ведь в то время волосам ,прическе и макияжу придавали большое значение. Именно там родилась знаменитая прическа «Каре», а так же впервые появились парики, которые в настоящее время опять вошли в моду. Именно из Египта парикмахерское искусство распространилось в другие страны. Прически древних египтян отличаются парадоксальным сочетанием сложности исполнения изощренной техники, пышности украшений, геометрической простоты законченности форм.

Данная тема очень актуальна, стиль Древнего Египта, как в одежде, так и в прическах, никогда не выходит из моды. Стрижка «Каре», например, никогда не потеряет своей актуальности просто потому, что еже сезонно каждый модный дом включает её в свою коллекцию.

На основе проведенных исследований были выбраны следующие работы:

Образ женской модели предстает перед нами стройной египтянкой с красивыми чертами лица. Для этого выполняется прическа на основе начеса, кудрей и гофре, которая в последствии приобретает законченный вид.

Одеждой для модели будет платье в пол, также на теле модели будут разнообразные украшения, серьги, кольца, браслеты. При выполнении макияжа основное внимание уделяется глазам и бровям, сильно выделенных жидким лайнером черного цвета.

Мужской образ, под стать женскому высокий стройный египтянин с четко выраженными чертами лица. Для этого выполняется модельная стрижка коротких волос, выбривается орнамент на одной стороне, а так же будет выполняется окрашивание волос модели для более строго подобранного образа. Мужская модель будет одета в набедренное прикрытие и штаны.

Так же, как и у женской модели, у мужской будут различные украшения в виде браслетов, амулетов на шею и т.д.

Эпоха Древнего Египта: макияж, мода, прически. Характеристика выбранного образа

Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из- за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос. Многие мужчины, особенно жрецы, полностью сбривали волосы, умащивая кожу головы ароматическими маслами. Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета. Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами. Все мужчины брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост. Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые.[5,45] Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

Это интересно:  3 варианта: как сделать греческую прическу с повязкой

Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.

Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками. Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая. Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта, напоминающая по форме кеглю или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта, которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона, сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона»; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) «тростниковая корона» (атеф) — сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др. Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехебт, богини Верхнего Египта. Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала, и т. п.

У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.

Главным условием для индивидуального выбора прически является изучение особенностей формы головы, причем большое внимание следует обращать на форму и линию естественного роста волос, а также черты лица, фигуру и одежду. Иными словами: оформление прически должно производиться с соблюдением всех факторов, что конечно требует определенного опыта и вкуса. Только модельер обладающий техникой прически, постоянно работающий над ее совершенствованием с учетом требований моды, способен моделировать новые прически, представляемые на конкурсы.

Прежде чем приступить к выполнению задуманных образов, проведем анализ подготовки разрабатываемого образа. Выясним назначение прически, его стилевое направление, рассмотрим понятия прическа, стиль, стилизации, композиция. Рассмотрим современные тенденции в моде, а также дадим характеристику образов, психологический портрет моделей и проведем анализ исходных данных.

Прическа — это форма придаваемая волосам стрижкой, расчесыванием, завивкой. Это определение только описывает внешнюю сторону процесса, оставляя в стороне эстетическое значение прически, а ведь она важнейший элемент, способствующий созданию образа.

Стиль — это устойчивый, точно определенный художественный язык эпохи, которым он отражает свою культуру, эстетику и отношение к окружающему миру. Каждой исторической эпохе, каждому народу присущ свой стиль в архитектуре, костюме прическе, интерьере, в предметах быта.

Стилизация — это намеренная имитация художественного стиля характерного для какой-то эпохи, культуры, искусства. Стилизация обычно подразумевает свободное истолкование стиля, послужившего прототипом.

Композиция — это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Разрабатываемые в настоящей дипломной работе модели мужской и женской прически относятся к зрелищным видам работ, поскольку они являются подиумными и в тоже время стилизованными образами исторической эпохи “Древнего Египта”.

Основные правила, регламентирующие порядок работы над причёской при индивидуальном моделировании:

Существует мало людей с ярко выраженными недостатками, например, резкой асимметрией тех или других деталей лица. Но какие — либо недостатки присущи почти каждому лицу. Неправильно подобранная прическа может сделать их более заметными. И наоборот, умело подобранная и со вкусом выполненная прическа сгладит недостатки, подчеркнет достоинства внешности.

Подбирая прическу, необходимо учитывать то, что ее форма должна соответствовать основным направлениям моды. Прежде чем приниматься работу, мы учитываем текстуру, длину волос, форму лица, возраст и физические особенности телосложения.

Например, очень высокая и пышная, вычурная прическа может исказить пропорции маленькой худенькой девушки, и, на оборот гладко зачесанные волосы и без того небольшую форму головы на широких плечах, что вряд ли будет выглядеть привлекательно.

Надо помнить, что форма прически должна быть четко сбалансирована, все элементы должны соразмеряться друг с другом.

Лицо идеальной проекции формы головы, то есть форма лица, считается овал.

Женщинам с овальным лицом подойдут любые композиции элементов прически. Остальные формы лица с помощью укладки стараются приблизить к овалу. Остальные формы лица с помощью укладки стараются приблизить к форме овала.

Индивидуальность черт лица также влияет на моделирование прически.

Излишнюю длину носа компенсирует пышная прическа с длинной пышной челкой, в то время как гладко зачесанные волосы могут подчеркнуть эту особенность.

Вздернутый нос уравновешивает волосы, зачесанные наверх, маленький нос прическа с мелкими локонами без челки.

При широком плоском носе зачешите волосы от лица, подняв их высоко надо лбом.

Низкий лоб можно увеличить пышной челкой, спускающейся немного ниже бровей.

Короткую шею можно удлинить с помощью высокой прически и убранными прядями убранными вверх.

Большие уши прикрыть волосами примерно до середины ушной раковины.

Фигура, существует множество особенностей в фигуре каждой женщины, но типов фигур всего пять, они определяются строением скелета, распределяем мышечной и жировой ткани по телу, пропорциями между плечевым поясам, талией и бедрами, а также характером линий тела, сравнительно узкие бедра и плечи, тонкая талия не сильно выраженные округлости, не большая грудь.

Кожа выглядит чистой и свежей, натянутой эластичной с отсутствием шелушения. Она должна иметь розовый оттенок. На ощупь кожа гладкая и упругая. Кожа должна содержать достаточно влаги и жировой смазки. На ней не видно пор, черных точек и морщин.

Волосы у модели должны иметь красивый здоровый блеск, кончики могут быть немного повреждены, но с такими волосами не возникнет особых проблем.

Волосы имеют разную форму прямые и волнистые.

Форма волоса зависит от формы расположения фолликулы по отношению поверхности кожи. Это кроме индивидуальных особенностей важным определяющем фактором является, расовая принадлежность: у азиатов — прямые и толстые, в то время как у негроидной курчавые.

Следовательно, задача парикмахера — уметь компенсировать или маскировать недостатки лица отдельными элементами прически или ее силуэтом. Для успешного решения этой задачи необходимо знать основные принципы моделирования. Чтобы получить хорошие результаты при моделировании причесок, надо руководствоваться принципами современной моды, учитывать достоинства и недостатки лица вашего клиента. Цель моделирования — подчеркнуть первые и замаскировать вторые. Хорошо организованная композиция всегда подчеркивает индивидуальность человека, имеет очень четко выверенные пропорции, а повторяющиеся элементы имеют определенный ритм. Опытный мастер, понимающий, что не трудно подобрать детали прически к лицу — трудно уловить и выдержать стиль, чаще всего «подгоняет» базовые модели к каждому клиенту индивидуально. При этом учитывается характеристика волос, одежда, пожелание клиента и образ, к которому он стремится. Понятия «образ» и «стиль» должны быть главными критериями в работе парикмахера. При всем многообразии стрижек, причесок, окрасок, вариантов макияжа очень важно сохранить целостность образа, то есть достичь гармонии.

Мужская модель, — Антон. Антон идеальная кандидатура для создания египетского парня. Антону 20 лет, рост -180см. Глядя на него художественным взглядом, можно увидеть молодого египтянина, который в свою очередь, постарается донести этот образ до зрителей. Вместе пара моделей должна смотреться очень гармонично. По их сильно стилизованным костюмам все же просматривается одна эпоха на двоих — эпоха Древнего Египта, эпоха с разнообразными украшениями и аксессуарами. В целом, считаю, образы интересные и удачные.

Прически Древнего Египта. Основные виды и формы причесок. Парики в Древнем Египте

Историки могут раскрыть множество секретов древнего мира. С их помощью мы узнаем о том, что люди, жившие тысячелетия назад, обладали обширными знаниями в разных областях и были искусными мастерами в том, что мы сейчас называем «индустрия красоты». Особенно отличались своими умениями древние египтяне. Большая часть населения этой страны слыла большими модниками и строго придерживалась определенных канонов красоты, принятых в разные периоды существования царства. При изучении культуры Древнего Египта ученые были поражены отношением жителей долины Нила к собственной внешности и прическам. Они умело пользовались косметикой и заложили основы парикмахерского искусства, которое в те далекие времена было в основном уделом рабов. Однако сами прически Древнего Египта были, скорее, демонстрацией высокого положения человека, а не выражением его настроения. Только знатные люди могли позволить себе использовать рабов для создания на голове чего-то невероятного. Хотите знать, какие прически были у древних египтян в моде? Тогда вам стоит прочитать нашу статью.

Парикмахерское дело как искусство

Рассказывая о моде на прически в Древнем Египте, хочется отметить, что данное государство являлось рабовладельческим. После изучения многочисленных свитков и настенной росписи историки и археологи пришли к выводу, что практически всю работу по жизнеобеспечению жителей долины Нила выполняли рабы. Каждый из них четко знал свои обязанности.

Примечательно, что за красотой своих хозяев следили тоже рабы. При этом они были довольно искусны, ведь задолго до появления разнообразных инструментов для создания сложных причесок в Египте были освоены способы завивки и покраски волос, создания париков из разных материалов и различные виды укладок. Все это ученые смогли узнать из письменных источников и росписей гробниц. К тому же, тщательное изучение мумий дало просто сенсационные результаты – их волосы были в отличном состоянии, а значит за ними тщательно ухаживали. Этим, естественно, тоже занимались рабы.

Парикмахеры Древнего Египта были как мужчинами, так и женщинами. Их обучением занимались целенаправленно, причем один человек мог качественно выполнять только одну операцию. Порой, чтобы помыть голову и сделать прическу, использовалось более десяти рабов. Один мыл волосы, другой – расчесывал пряди, третий — втирал косметические средства, четвертый — красил локоны и так далее. Это позволяло рабам превратиться в настоящих мастеров своего дела.

С течением времени за такими искусными парикмахерами устраивали настоящую охоту. Они стоили очень много денег, а преподнесенный в дар раб с подобными навыками становился настоящей жемчужиной коллекции, которой часто хвасталась в своем кругу знать.

Мода на прически: динамика и тенденции

Ученые делят историю Древнего Египта на три довольно продолжительных периода:

  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство.

Каждый временной промежуток имеет ряд характерных признаков, но это можно заметить и по модным тенденциям в прическах Древнего Египта. Несмотря на то, что жители долины Нила в некотором роде слыли консерваторами, они были не чужды экспериментам со своей внешностью, что отражалось и на волосах.

Самые многочисленные из них египтяне позволяли себе в период Нового царства. В это время стремительно менялись цвета, формы и длина волос. До этого долгие годы жители Древнего Египта придерживались определенных канонов, регламентирующих виды причесок для знати. При этом каждому социальному слою предписывалось носить свою прическу с небольшими возможными вариациями.

Характерные черты египетских причесок

После долгого изучения записей всего периода египетской истории ученые смогли выявить отличительные характеристики, по которым можно узнать прическу жителя долины Нила. Мы перечислим их кратко, а в дальнейших разделах статьи рассмотрим более обстоятельно:

  • черный или темно-коричневый цвет волос;
  • геометрические формы, характерные для мужчин и женщин;
  • густые челки;
  • покрытие волос ароматическими маслами;
  • плетения (зачастую они принимали причудливые формы);
  • широкое использование париков;
  • пристрастие к завивке.

В той или иной мере эти признаки можно проследить во все периоды истории государства. Причем относилось это только к знатным семьям, ведь простые люди не могли позволить себе рабов, а ухаживать за волосами самостоятельно было довольно сложно.

Основные виды и формы причесок

Упомянув, что египтяне часто использовал парики, мы не уточнили, что именно на них и оттачивали свое искусство древние парикмахеры. Дело в том, что вся знать предпочитала носить их не только в торжественных случаях, но и в доме или на прогулке. Они считались самой естественной прической знатного человека и выполнялись в соответствии с требованиями своего времени.

В период Древнего и Среднего царства прически мужчин и женщин были очень похожи. Их часто называли «геометрическими» из-за строгости и четкости линий. При этом прическа могла напоминать овал, трапецию, круг и так далее. Самыми популярными формами были «трапеция», «капля» и «шар».

Это интересно:  Машинка для стрижки волос Philips HC3400: выбираем аппарат для использования дома

Первая достигалась за счет небольшой длины и приплюснутого затылка. Обычно волосы обрезали чуть ниже подбородка и укладывали их таким образом, чтобы они расширялись к низу. При этом затылок смазывали ароматическими маслами и клейкими составами, чтобы волосы не пушились от жары.

Шаровидная форма достигалась за счет большого количества укладочных средств. При этом длина волос не должна была быть больше, чем на трапециевидной прическе.

Каплевидная форма лучше смотрелась на длинных волосах. Она требовала прямого пробора и открытых ушей. Историки утверждают, что из всех причесок Древнего Египта варианты с открытыми ушами были самыми популярными. Однако про них часто забывают режиссеры и консультанты художественных фильмов, создавая образы своих героев из этой эпохи.

Для египтян было характерно придерживаться определенных форм долгие столетия. Они стремились сохранить наследие предков и всячески старались походить на них.

Прически рабов

Жизнь рабов всегда была четко регламентирована, но правила никогда не касались их внешнего вида. К египтянам попадали люди из разных провинций, стран и даже с других материков, а потому они приносили с собой свои традиции и моду. Знать не слишком интересовало, почему одни рабы носили длинные волосы, а другие предпочитали их стричь. Они разрешали слугам самим выбирать, как именно выглядеть.

Как свидетельствуют немногочисленные записи, найденные археологами, изначально все люди, попавшие в рабство, всеми силами держались за привезенные с родины традиции. Однако вскоре тяжелая работа и жаркий влажный климат заставляли их полностью изменить свой внешний вид. Чаще всего они брили голову. Если раб ценился хозяином, то ему было позволено умащивать кожу голову различными маслами. В противном случае уход за прической ограничивался частым бритьем, что позволяло снизить потоотделение и не стать рассадником различных насекомых, которыми была богата долина Нила.

Детские прически

Мы уже писали, что в Египте не было большой разницы между прическами мужчин и женщин. Данная тенденция начинает прослеживаться еще в детской моде. Дело в том, что каждому ребенку независимо от пола полностью сбривали волосы на голове. Это касалось даже детей рабов, однако отличить одних от других по прическе все же было возможным.

Ребенку простолюдинов и знати оставляли длинную прядь волос у левого виска. Она служила символом детства и определяла статус его родителей как свободных людей. Для удобства эту прядь заплетали в тонкую косичку или делали из нее хвост.

Немного иначе выглядела прическа юного фараона, не достигшего половой зрелости. Ему также сбривали волосы, но косичку не оставляли. Сразу же после бритья на голову мальчика водружали ободок из кожи или волос, на котором была закреплена косичка. Ее изготавливали мастера из того же материала, который использовался для плетения ободка. Подобный головной убор, заменяющий прическу, символизировал высокое положение ребенка и выделял его из большого количества других детей.

Парики в Древнем Египте: зачем они нужны?

Конструкции, сделанные из разных материалов, были крайне модными у жителей долины Нила. Они представляют собой самую яркую характеристику моды тех времен на прически. Носили их абсолютно все знатные люди:

  • жрецы;
  • земледельцы;
  • аристократы (мужчины и женщины);
  • фараоны.

Каждый представитель перечисленного класса полностью сбривал свои волосы и водружал на голову парик. Историки считают, что такая странная для современного человека мода была спровоцирована климатом, в котором жили египтяне. Им крайне сложно было жить с длинными волосами в местности с постоянной высокой температурой воздуха и влажностью. Не стоит исключать из списка привычных для египтян проблем пыльные бури и обилие насекомых, что тоже неблагоприятно сказывалось на прическах. Поэтому и приходилось для красоты использовать всевозможные парики.

Их форма всегда соответствовала моде. Самыми востребованными были те, которые позволяли создать эффект абсолютно приплюснутой теменной зоны. Это считалось верхом парикмахерского искусства в Древнем Египте.

Материалы для изготовления париков

Так как парики носили абсолютно все слои населения, то и материалы на их изготовление шли абсолютно разные. Простолюдины могли сделать себе прическу из цветных лент либо веревочек. Люди побогаче часто использовали шерсть животных и шелк. В этом случае парик получался очень легким и пропускал воздух.

Знать, приближенные фараона и сам правитель Египта носили парики из натуральных волос. Для их изготовления привлекались самые искусные мастера. Они сначала проводили сложную процедуру окрашивания и только потом приступали к созданию шедевра. Обычно волосы накручивали на тонкие деревянные палочки и смазывали глиной. После высыхания получались упругие жгуты, с которых остатки глины легко стряхивались. Затем подготовленные пряди собрались в нужную форму.

Уход за париком из натуральных волос был несложным. Рабы периодически вычесывали его и смазывали ароматическими маслами. Примечательно, что многие представители знати носили одновременно по два парика. Делалось это не с целью показать свою значимость, а для того, чтобы создать воздушную подушку и защититься от перегрева на палящем солнце.

Классификация париков

По размеру и виду парика на голове можно было легко определить статус его владельца. К примеру, жрецы носили очень объемные сооружения, а в торжественных случаях они надевали их на маски животных. Это выглядело немного причудливо, но полностью соответствовало их статусу.

Землевладельцы средней руки носили аккуратные и короткие парики. Знать и фараоны могли позволить себе абсолютно любую форму и размер в зависимости от случая и настроения.

Женская мода на прически

Женские прически Древнего Египта отличались простотой. Они характеризовались теми же, уже описанными ранее, геометрическими формами и темным цветом волос. Оттенки обычно колебались от иссиня-черных до темно-коричневых.

Дамы тщательно брили головы, и при выходе из своих покоев всегда надевали парик. Изначальная его длина была довольно короткой – до подбородка или плеч. При этом независимо от формы концы волос обстригались ровно, что еще больше подчеркивало геометрическую форму прически.

Со временем модные тенденции немного изменились. Популярны стали яркие цвета волос. Знатные дамы носили парики желтых, зеленых и оранжевых оттенков. Их длина тоже изменилась. В эпоху Нового царства женщины стали отдавать предпочтение более длинным волосам, из которых сооружались замысловатые прически. В моду стали входить и натуральные волосы ниже плеч.

Часто их заплетали в мелкие косы и укладывали очень плотно друг к другу. На праздники парикмахеры завивали крупные локоны и располагали их строго параллельно. В обязательном порядке волосы умащивались, это придавало им особый блеск и защищало от палящих лучей солнца. Приблизительно в этот же период времени женщины полюбили прическу, которая делила волосы на три ряда. Две пряди спускались на грудь и замысловато скручивались, а одна струилась по спине и открывала изящные ушки египтянок.

Мужская мода

Прически мужчин Древнего Египта были довольно незамысловаты. Простолюдины могли брить головы либо делать максимально короткую стрижку. А вот знатные мужчины всегда полностью сбривали волосы на голове и лице. Это считалось неизменным атрибутом того времени.

Мужские парики не претерпевали серьезных изменений за всю историю существования Египта. Знатные египтяне могли себе позволить два вида прически. Один напоминал наше сегодняшнее каре. Волосы разделяли на пробор и обстригали, потом их приглаживали и смазывали маслами, оставляя до полного высыхания в одном положении. Другой вариант предполагал ту же форму, однако пряди были скручены и плотно уложены друг к другу.

Прически для фараонов

Прически фараонов Древнего Египта отличались очень замысловатыми формами. Чаще всего парики были невероятно объемными. Сама конструкция со множеством переплетенных прядей украшалась золотыми лентами, ободками и драгоценными камнями. Каждый подобный парик был произведением искусства. Коллекция фараона могла насчитывать десятки различных париков на все случаи жизни.

Неизменным дополнением к прическе правителя Египта служила бородка. Она изготавливалась из искусственных волос и прикреплялась к подбородку тонким шнурком. Часто она заплеталась в косички. Появиться на людях без парика и обязательной бородки фараон не мог.

Прическа Фараона: предыстория и особенности

В 2012 году в России на сцене появилась новая звезда рэпа под псевдонимом «Фараон». Молодой человек очень быстро вошел в ряды кумиров молодежи. У Фараона есть как поклонники, так и ярые ненавистники. Его творчество вызывает много вопросов и споров среди публики.

Как отмечается, людей очень заинтересовал внешний вид молодого человека. Мнения неоднозначны, но следует заметить, что его внешний вид вызывает большой ажиотаж. Люди активно обсуждают его, кто то поливает грязью, кто то же, наоборот, пытается ему подражать, а кому то и вовсе безразличен его внешний вид.

Но все же большинство поклонников стремятся к тому, чтобы узнать, как сделать прическу, как у Фараона.

Как выглядит прическа?

Итак, вопрос, связанный с внешним видом рэпера, имеет немаловажное значение, характеризующее личность исполнителя. Но никто не может дать однозначного ответа, как сделать подобную прическу.

Сзади короче, спереди длиннее. При этом длина по бокам существенно отличается. Все эти особенности присущи современной и очень популярной стрижке асимметричному боб каре. Но вряд ли это является задумкой стилистов.

Скорее всего, Фараон сам выбрал для себя такой внешний вид, чтобы подобным способом отличаться от современной молодежи. Тем более, что его творчество придется по вкусу далеко не всей публике, а, скорее, бунтующим подросткам.

Предыстория

Итак, вопрос, как называется прическа у Фараона, как казалось, является довольно глобальным для современной молодежи. Теперь большинство из них наверняка скажет, что асимметричное каре является женской стрижкой, нежели мужской.

Да, в современной моде это действительно так. Но прежде чем категорично осуждать мужчин с длинными волосами, следует обратиться к истории стрижки каре.

Согласно историческим фактам, эта стрижка пришла к нам из Древнего Египта. Носили ее как женщины, так и мужчины. Но, в отличие от прически рэпера, волосы древних египтян имели четкую форму трапеции и челку.

Волосы для египтян были предметом, требующим особого внимания и ухода, ведь палящее солнце просто вынуждало хоть чем то закрывать голову. Конечно, это были разнообразные платки и изделия из ткани, но волосы были основой.

Следует указать на то, что прически из собственных волос носили люди из низших сословий. Более знатные, в том числе сами фараоны, сбривали собственные волосы и надевали парики, иногда даже несколько. Делалось это для того, чтобы создать воздушную прослойку, оберегающую от жары и палящего солнца.

Особенности прически фараона

Волосы в Древнем Египте были своеобразной визитной карточкой. Так, например, у фараона и знати были самые большие и высокие парики.

Доказательство этому можно найти на древних рисунках, где правители всегда изображались с большими сооружениями на голове, а простолюдины с обычной прической в виде трапеции. Ухаживали за волосами очень тщательно. Ведь они служили защитой от ветра, солнца и песчаных бурь. Египтяне обязательно делали со своими прическами следующее:

  • пропитывали ароматическими маслами;
  • смазывали клейкими веществами;
  • знатные сословия украшали волосы разнообразными драгоценностями.

Низшее общество, конечно, не имели такой возможности, и подобные прически доставляли им массу неудобств. Поэтому и они начали брить головы, носить парики, безусловно, более простые, нежели у знати.

Видоизменение прически

С течением времени бывшая прическа фараонов очень изменилась. Касается это в основном женщин, ведь в наше время мужчины практически не отращивают волосы. Если же случается наоборот, то мужской пол в основном придерживается классического варианта.

Женщины же со временем создали множество моделей каре. И неудивительно. Ведь эта стрижка подходит всем без исключения. Нужно лишь немного подкорректировать ее под форму лица и все.

Как ухаживать за прической?

Как правило, разговор о Древнем Египте подразумевает множество историй о пирамидах и фараонах. Однако жители этого государства прославились не только этим.

Кроме достопримечательностей и монументальных сооружений создавали прически и парики, которые могли изменить внешний вид человека за считаные минуты. И при всей незамысловатости одежды Древнего Египта, всему, что касается головы и волос, уделялось большое внимание. Так, к примеру, чтобы скрыть седые локоны, египтяне использовали птичьи яйца, кровь черных быков и змеиный жир.

Самой главной и отличительной особенностью такой стрижки является простота ухода. Укладка довольно легкая и может быть абсолютно разнообразной. Волосы можно как выпрямить, так и подкрутить. Вы в любом случае будете выглядеть замечательно. А можно и как в случае с рэпером Фараоном – не тратить много времени на внешний вид своих волос. Тем не менее его прическа пользуется популярностью, пусть и неоднозначной.

В завершение можно сказать, что в настоящее время мода стала настолько уникальной, что каждый вправе самостоятельно решать, как ему выглядеть и какие стрижки носить, и никто не посмеет его судить. Ведь свободу выбора никто не отменял. И это на самом деле замечательно, потому что каждый может выразить свою индивидуальность через внешний вид. У каждого есть шанс самореализовываться и развиваться.

Пусть это вызовет множество споров, как, например, название прически рэпера Фараона. Но ведь на самом деле, внешний вид не имеет особого значения. Важно лишь то, чего добился человек и каким образом ему удалось это сделать. Поэтому не стоит никого осуждать, как он выглядит, ведь это его право.

II. Прически древнего мира

Глава первая. Прически древнего Египта

Общая характеристика

Уцелевшие памятники искусства рассказывают о событиях, происходивших в одном из древнейших государств мира, о становлении и развитии его культуры, искусства, о религии и быте народа, его населявшего; дают они и представление о костюмах, прическах, косметике.

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью, приравненный к сыновьям небесного бога Ра (Солнца). Все население Древнего Египта делилось на несколько сословий: рабовладельческая знать и жрецы, ремесленники и свободные крестьяне, рабы. Плодородие нильских земель определило основное занятие населения — земледелие и скотоводство. Большая часть населения занималась ремеслами — ткачеством, изготовлением стекла, ювелирным и гончарным делом. Рабы, которые составляли самую многочисленную и самую бесправную часть населения, воздвигали плотины, храмы, сады, гигантские пирамиды * , которые позже были названы историками одним из семи чудес света.

* (Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерена сохранились до нашего времени.)

Значительное место в жизни египтян занимала религия, в основе которой лежал культ планет — Солнца, Луны, Земли, — а также Нила и некоторых животных — коров, крокодилов, змей, кошек. Религия в известной мере стремилась объяснить социальное неравенство, сгладить культом почитания суровые законы жестокого правителя — фараона. Особенное развитие в Древнем Египте получил заупокойный культ. Люди верили, что каждый человек наделен несколькими душами, которые после его смерти переселятся в загробный мир.

Это интересно:  Все прически и стрижки Рианны: с красными волосами и не только

Дошедшие до нас древняя скульптура, архитектура, изображения в гробницах и храмах дают довольно полное представление о быте,, а также о внешности египетского населения разных сословий. Нужно заметить, что люди высшего сословия изображались всегда высокими, стройными. Черты лица тонкие, правильной формы нос, миндалевидные глаза, выпуклые губы. Это мы можем увидеть на портретах фараонов, их жен, приближенных сановников. Можно предположить, что именно такими должны были быть самые красивые люди, считавшиеся идеалом земной человеческой красоты.

Известный египтолог Георг Эберс в своем романе «Уарда» дает подробное описание прекрасной египтянки, возможно, сочетавшей в себе именно все те качества, которые считались идеальными: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

Основные виды и формы причесок

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.


Рис. 7

Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как тем- но-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. Со временем прическа усложнялась, «особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.


Рис. 8

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами (рис. 7). Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.


Рис. 8а

Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода-знак владения землей (рис. 8 и 8а). Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти. Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.


Рис. 9

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических» (рис. 9). Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».


Рис. 10

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной (рис. 10) — «каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.


Рис. 11

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу (рис. 11 и 11а). Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.


Рис. 11а

Рассмотрим несколько египетских причесок, дошедших до нас в наскальных рисунках храмов и пирамид, скульптурных произведениях.

Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку тонкая маленькая прядка спускается до середины уха. Остальные волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь. Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы. Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы переданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения — небольшие головки змей — символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.

Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна» который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корена, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью’ парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем. Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову: уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли над лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа — платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных. Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом. В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей. При раскопках найдены многочисленные костяные шпильки для причесок с навершиями чаще всего в виде соколов, страусов, ястребов, кречетов.

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли иллюминированные краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже мумии кошек, священных быков, скульптурные портреты раскрашивались. Женщины чернили брови, глаза специальным порошком кохоль, рисовали зеленые круги вокруг глаз малахитом. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах. Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Некоторые рецепты сохранились до наших дней. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. В Древнем Египте при разработке различных рецептов пользовались сходством предметов, совершенно различных. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон. Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, копыта ослов. Все эти средства служили предметом экспорта в другие страны, где продавались за баснословные деньги.

В статье использовались материалы с сайтов:

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector